Арзуханов
А.С.
ПРОБЛЕМЫ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ГПНТБ РОССИИ)
Повышение
уровня квалификации и профессионального мастерства работников библиотеки в
настоящее время является приоритетным направлением в деятельности ГПНТБ России.
Решение
проблемы непрерывного библиотечно-информационного образования обеспечивается
актуализацией содержания и методов дополнительного профессионального обучения
работников библиотеки за счет активного использования в учебном процессе
результатов и технологий научного поиска и научных результатов, внедрения в
учебный процесс высоких интеллектуальных библиотечно-информационных технологий.
Определенные
результаты в этом направлении достигнуты в ГПНТБ России при реализации сводных
планов мероприятий по подготовке, повышению квалификации и профессиональной
переподготовке кадров.
Эта
работа значительно усложнилась за последние годы в связи с постоянным
совершенствованием целей и задач библиотеки в условиях разработки, создания,
внедрения и эксплуатации автоматизированных информационно-библиотечных систем и
сетей, основанных на использовании ПЭВМ типа IBM PC/XT/AT в новых библиотечных
и библиографических технологических процессах. В этих условиях поиск новых
путей устойчивого функционирования и развития автоматизированных систем, эффективность
и качество работы в библиотеке во многом зависят от уровня квалификации и
степени профессионализма персонала библиотеки.
В
90-е гг. организация работы по подготовке, повышению квалификации и
профессиональной переподготовке кадров библиотеки существенно пересмотрена.
Определены цели, задачи и методы обучения, осуществлена связь обучения с
работой персонала, обеспечена гибкость учебных мероприятий, взаимосвязь и
слияние процесса базовой и последипломной подготовки кадров.
План
мероприятий и программа обучения персонала в системе подготовки, повышения
квалификации и профессиональной переподготовки кадров включает следующие формы
обучения и учебные мероприятия:
а)
производственно-профессиональное обучение в функциональных библиотечных и
научных подразделениях в соответствии с направлениями деятельности отделов и
секторов, учетом особенностей профессионально-квалификационной и
функционально-должностной структуры кадров (циклы тематических семинаров по
актуальным проблемам библиотечной работы и научно-технической информации,
семинар для молодых специалистов и новых
сотрудников, в том числе, с
небиблиотечным образованием);
б)
обучение на рабочем месте технологическим процессам, стажировка, практикум;
самостоятельное изучение вопросов в соответствии с профилем работы по
индивидуальным планам;
в)
дополнительное обучение работников современным навыкам работы на ПЭВМ типа IBM
PC;
г)
освоение новых информационных технологий по разрабатываемым и внедренным
автоматизированным информационно-библиотечным процессам, системам и сетям;
д)
обучение в специализированных учебных заведениях современным методам
обслуживания и ремонта ПЭВМ различных типов;
е)
консультации для работников библиотеки, являющихся студентами вечерней и
заочной формы обучения в вузах и техникумах; аттестация и консультирование по
иностранным языкам;
ж)
обучение работников библиотеки в вузах и техникумах (вечерняя и заочная форма
обучения);
з)
обучение специалистов в аспирантуре (соискательство) при вузах;
и)
активное участие специалистов библиотеки в научно-теоретичес-ких и
научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, школах по различным
тематическим направлениям, в том числе, по актуальным проблемам
библиотековедения, библиографоведения, информатики и вычислительной техники.
С
учетом совмещения индивидуальных и коллективных форм обучения ежегодно в
перечисленных мероприятиях участвует около 300 сотрудников библиотеки.
Анализ состояния дел и изучение перспектив развития библиотечно-информационного
образования в сочетании с информационно-компьютерно-телекоммуникационным
пространством ГПНТБ России позволяет выделить некоторые основные направления
дальнейшего развития системы подготовки, повышения квалификации и
профессиональной переподготовки персонала библиотеки. В связи с этим в
ближайшее время необходимо:
1)
создать совет по повышению квалификации кадров библиотеки, способного
организовать и направить деятельность по обучению кадров;
2)
сформировать рабочую группу по разработке концептуально-программных документов
по информатизации системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной
переподготовки кадров библиотеки;
3)
сформировать учебно-методический центр по обучению персонала библиотеки с
правовым обеспечением его функционирования;
4)
обеспечить развитие материально-технической и финансовой базы
учебно-методического центра;
5)
определить модель непрерывного образования специалистов библиотеки со
следующими видами обучения: самообразование, начальное (для работников, впервые
приходящих в сферу библиотечной деятельности), краткосрочное
специализированное, длительное периодическое, стажировка, переподготовка
(получение новой профессии);
6)
определить основные принципы построения и функционирования непрерывного
образования специалистов в библиотеке. Например, к их числу отнести: специализацию
и индивидуализацию обучения, планомерность и последовательность учебных
программ, принцип опережающего повышения квалификации, активизацию и
актуализацию учебного процесса, его контроль;
7)
разработать (или приобрести) педагогические программные средства по необходимым
образовательным дисциплинам, внедрить их в учебный процесс;
8)
установить прямые связи с отечественными и зарубежными учебными центрами и
организациями с целью обмена современными педагогическими технологиями в
области библиотечно-информационной деятельности, организации совместных
мероприятий по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовки
кадров.
Предоставленные
предложения могут оказать помощь при формировании стартового этапа мобильной
обучающей среды в библиотеке.